Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/ (дата обращения: 24.02.2024)
Устное народное творчество
Устное народное творчество, или фольклор — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.
Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.
Художественное своеобразие детского фольклора
Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», назвав ею «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С Виноградов/
Вопросы к экзамену по дисциплине "Устное народное творчество"
Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное творчество", "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора.
Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное творчество", "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.
Фольклор. Определение. Понятие о предмете. Специфика фольклора
Фольклор – народная мудрость (народное знание). Фольклористика – наука, изучающая фольклор.
Особенности мировоззрения древних славян. Тотемизм, анимизм, антропоморфизм, культ предков, культ природы, магия, двоеверие
Представления древнего человека были мифологичными. В мифологическую эпоху по-своему воспринимали пространство и время.
Календарная обрядовая поэзия. Происхождение. Циклизация обрядов
Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний.
Зимние календарные праздники и поэзия
Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия.
Весенние календарные праздники и поэзия
В марте были дни, когда полагалось печь ритуальные печенья – жаворонки. С этим печеньем молодые люди выходили на пригорки и «гукали», закликая весну.
Летние и осенние обряды и поэзия
20 июля – Ильин день. С ильина дня начинается уборка урожая. С особым почетом срываются первые колосья, их зерна считаются целебными.
Виды магии в свадебном обряде
Например, приехавших от венца жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми.
Основные моменты свадебного обряда
Свадебный обряд – это довольно сложное действо. В ней принимало участие большое количество персонажей, каждый из них изображал определенную роль.
Свадебные чины и их роли в свадьбе
В некоторых местных традициях на свадьбе присутствовал «вежливец» (колдун), бравший на себя магические функции дружки.
Свадебные причитания. Типы свадебных причитаний. Образ невесты. Символика
Причитания исполнялись до дня свадьбы. Невеста в них всегда страдающая сторона. Ее символы: растения (цветок, трава), но они всегда растоптаны, птицы (лебедь) – тоже всегда страдают. Символика причитаний всегда связана с бедой, трагедией.
Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика
Величальные песни – это ритуальные магически произведения, которые должны были обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых. Их пели всем гостям.
Корильные песни. Поэтические приемы создания образа
Корильные песни – это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей.
Приговоры дружки. Раешный стих
На свадьбе дружка – скоморох, колдун, знахарь, распорядитель пира. Его приговоры исполнялись ритмической прозой. Это принято называть раешным стихом.
Похоронные и рекрутские причитания
Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний.
Заговор. Определение. Классификация. Художественные особенности
Заговоры – это короткие прозаические устно – поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия.
Загадка. Определение. Происхождение. Табу в загадке. Классификация. Художественные особенности. Сборники
Загадка – это хитросоставленный метафорический вопрос. Загадка – это иносказательное описание предмета или явления.
Пословицы и поговорки. Определение. Происхождение. Художественные особенности. Другие виды народных афоризмов. Сборник пословиц В.И.Даля
Пословица – малый жанр фольклора; форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельная краткость и простота; отличается большой содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли.
Сказка. Определение. Общая характеристика. Классификация. Художественные особенности жанра
Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и устойчивостью компонентов. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.
Кумулятивные сказки и сказки о животных
Сказки о животных – это своеобразная разновидность сказочного жанра. Это условное название т.к. в них часто действуют и люди, и грибы, иногда и фантастические персонажи. В русском репертуаре их около 10 %.
Волшебные сказки
Русский репертуар волшебных сказок складывается в феодальную эпоху и отображает ее. В сказках сформирована своя система персонажей, они типичны.
Новеллистические сказки
Основной сюжетный состав складывался в феодальную эпоху. Приключения героев носят авантюрный характер. Герои в конце сказки добиваются благополучия.
Собирание и изучение сказок. Сборники, Пропп В. Я. о сказке
Перелом в отношении к сказке произошёл только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым.
Былины. Определение. Общая характеристика. Происхождение былин. Историзм. Классификация
Былины – это эпические народные песни о важных событиях древнейшей истории государства. В народе их называли старины, старинки.
Мифологические былины
Мифологические былины как жанр складывались в период становления государства, и в период защиты государства от степных кочевников. По содержанию былины есть не что иное как героический эпос, поскольку его персонажи сражаются с чудовищами и освобождают землю от них.
Былины об Илье Муромце
В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг оберегатель русской земли.
Былины о Добрыне Никитиче
Характеристика Добрыни показывает развитие индивидуализации образа в былинах.
Былины об Алёше Поповиче
Следует подчеркнуть, что прозвище Алёши «Попович» было основанием для того, чтобы в поздних былинах его образ приобрёл отрицательные черты: хитрость, жадность, неверность. Но Алёша – богатырь, и в этом сущность его образа.
Новеллистические былины Киевского цикла
Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
Новгородские былины
К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте и о Василии Буслаеве. Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др.
Баллады. Определение. Классификация. Основные сюжеты и герои. Поэтика
Баллады - это эпические песни о трагических событиях в личной жизни героев. В балладе речь идет о нравственных проблемах, о любви и верности, о преступление и раскаяние.
Духовные стихи. Классификация. Основные сюжеты и герои
Духовные стихи – это народные песни религиозного содержания. Возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения.
Исторические песни. Общая характеристика. Древнейшие исторические песни
Исторические песни - это песни о конкретных исторических событиях. Герои их – исторические лица. Эти песни создавались как отклик на исторические события сразу по следам того или иного события.
Исторические песни 17 века. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах
Песни 17 века имеют свой круг героев и сюжеты. В них нашла отображение эпоха смутного времени.
Исторические песни 18-19 века
В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).
Народный театр. История жанра. Источники народного театра. Народный кукольный театр. Раёк
Народный театр, как таковой, формируется в конце XVII-XVIII вв., складывается народный репертуар, идёт развитие. В XX веке он заменяется уже профессиональным театром.
Драма «Лодка»
Высоко оценивая «Лодку», фольклористы иногда видят в ней вершину развития русской народной драмы.
Драма «Царь Максимилиан»
Источниками пьесы были разного рода литературные произведения, наиболее вероятным из них считается «Венец славопобедный мученику Димитрию», написанная в 1704 году, учениками Дмитрия Ростовского ко дню его рождения. В ней много совпадений с «Царём Максимильяном», но всё же учёные полагают, что основным литературным источником надо считать рыцарские романы.
Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора
Детский фольклор выделяется в особую группу, т.к. он имеет свою возрастную направленность.
Детский неигровой фольклор
Дразнилки нужны для посрамления противника словом, в них комичность строится на абсурдности ситуации. В них воспринимается смеховой портрет, высмеиваются черты характера. Уловки ставят играющего в неловкое положение.
Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен
Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения.
Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации
Частушки – короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.
Художественные особенности лирической народной песни и частушки. Сходство и отличие
- - В лирических песнях цвет не имеет символическое значение, как в частушках;
- - Основная тема в частушках – любовная.
Современное состояние фольклора
В современной науке для исследования новых явлений был введен термин постфольклор.
Фольклор и литература
На всём протяжении исторического развития русская литература находилась в самых тесных связях с фольклором.
История фольклористики
Фольклористика определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину других наук: истории культуры, социологии.