AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/ (дата обращения: 28.02.2024)

Литературоведение и теория литературы

Литературоведение — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые ученые также выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое. Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография. 

Современное русское литературоведение
09 октября 2020

Современное русское литературоведение

В основе литературоведения как научной дисциплины лежит попытка найти отличительные особенности художественного текста от других письменных текстов, других явлений быта, культуры и общественно-исторической жизни.

27 июля 2017

Описательные элементы композиции. Портрет. Пейзаж. Интерьер

Интерьер – образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.

Пейзаж – образ природы (в узком смысле), изображение любого незамкнутого пространства (в широком).

16 июля 2017

Традиционные композиционные приемы. Монтаж

Перекочевав в литературоведение, термин «монтаж» несколько изменил свое значение. Им обозначается способ построения литературного произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения, его «разбитость» на фрагменты. 

09 июля 2017

Композиция литературно-художественного произведения

Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, – это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения».

24 июня 2017

Понятие мотива в литературоведении и его интерпретация А.Н. Веселовским в соотнесенности с сюжетом

Мотив – это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. 

12 июня 2017

Проблема происхождения искусства и роль литературы в культуре

В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни.

21 мая 2017

Система персонажей в художественном целом произведения

Основу предметного мира эпических и драматических произведе­ний обычно составляют система персонажей и сюжет. Даже в проиведениях, главная тема которых —человек наедине с дикой, девственной природой, персонажная сфера, как правило, не исчерпывается одним героем.

06 марта 2017

Теория литературы как наука

Проблематика литературного процесса. (литературный процесс, тенденции развития, литературные направления, новаторство, приемственность и т.д.).

12 февраля 2017

Проблема литературного рода

В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).

03 февраля 2017

Стиль литературного произведения

Верное понимание стиля заключается в том, чтобы в индивидуальных особенностях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть способ художественного мышления, способ создания образа.

23 января 2017

Литературный портрет

Литературный портрет - это художественно целостная характеристика конкретного человека в форме мемуарного очерка, создающего представление о его индивидуально- неповторимом, живом облике о его характере.

23 января 2017

Принципы отбора жизненного материала для биографии и мемуаров (Основные источники)

Биография дает на основе фактического материала картину жизни человека, развития его личности в связи с общественной действительностью эпохи.

22 января 2017

Семиотическая природа литературы

Литература заметно выделяется среди прочих видов искусства тем, что пользуется уже готовой, вполне сложившейся и наиболее совершенной семиотической системой — естественным человеческим языком.

20 января 2017

Автор как субъект деятельности

В авторологии автор существует только в авторологическом высказывании (как суждение). Вне суждения мы имеем только представление об авторе. Непонимание этого явления приводит к тому, что собственное критическое (исследовательское) представление об авторе выдается за автора (писателя).

17 января 2017

Язык художественной литературы. Основные функции. Содержательность языкового уровня художественной формы. Речь художественная

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.

16 января 2017

Лирический субъект

Отделению лирического героя от автора способствуют такие способы изображения субъекта, как создание стилизированных авторских масок, использование циклизации, сюжетных и драматически-повествовательных элементов.

11 января 2017

Основные жанры документальной литературы. Дать определение и характеристику одного из них

Для дневника характерно сочетание повседневного реально-бытового и художественного, что определяет пограничное положение дневника между документальной и художественной литературой.

11 января 2017

Язык поэтический

Поэтический язык, или язык художественной литературы, – это один из важнейших языков духовной культуры, наряду с языком религии (культа) и языком науки. В системе человеческой культуры поэтический язык как язык словесного искусства, в первую очередь, противостоит стандартному литературному языку как языку официального быта. 

27 декабря 2016

Функционирование литературного произведения

У любого литературного произведения есть своя творческая история. В создании произведения: от замысла к воплощению – читатель участвует опосредованно, как адресат творчества. 

08 декабря 2016

Старофранцузская жеста

Жеста — жанр французской средневековой литературы эпического содержания. Самая известная жеста — «Песнь о Роланде».

24 ноября 2016

Литературный процесс, его стадиальность

Литературный процесс – историческое движение национальной и мировой литературы.

24 ноября 2016

Проблема реализма

Реализм  — литературное и художественное направление XIX—XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе. Глубокий анализ в реалистических произведениях объединялся с острой критикой общественной жизни, нарушением моральных и философских проблем.

24 ноября 2016

Романтизм. Концепция мира и человека

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. 

24 ноября 2016

Модернизм. Общее в поэтике модернистских течений

Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

24 ноября 2016

Литературный процесс в XX веке

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.

24 ноября 2016

Постмодернизм. Особенности поэтики постмодернизма

По­родившие постмодерн веяния отразили изменения в сознании и кол­лективном бессознательном человечества, разочарованного резуль­татами реализации господствовавших в XX в. мировых идей и проектов "законодательного разума", подошедшего к грани само­уничтожения, нащупывающего пути к медиативному сосуществова­нию столь отличных друг от друга и имеющих собственные интересы рас, народов, наций, государственно-политических, общественных и религиозных систем, не говоря уже об отдельных людях.

14 октября 2016

Художественные принципы эйдетической поэтики. Жанры в эйдетической поэтике. Канон как основа эйдетической поэтики. Развитие сюжета в эйдетической поэтике

Эйдос - это новый порождающий художественный принцип, который пришел на смену синкретизму. Более специфическими для новой стадии являются критерий риторичности и рефлексивности, рефлексивность проявляется не только в самом факте возникновения поэтик и риторик, имеющих целью осознание литературы. Она проникает также внутрь самого произведения, автор которого не только изображает, но и тут же толкует свое создание, — в предельных случаях это приводит к возникновению «метаобраза», к рассказу о том, как рассказывается; само произведение тут становится риторикой и поэтикой. 

12 октября 2016

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

Словесно–художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика.

12 октября 2016

Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики

Лирика  - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий  к стиховой форме. 

10 октября 2016

Своеобразие целей, содержания и формы эпоса как литературного рода. Виды и жанры эпоса

В эпическом роде литературы организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет (событийность и конфликты характерны для эпоса). 

10 октября 2016

Гипербола и литота: их художественные функции

Термин «гипербола» можно понимать в широком и узком смысле. В самом широком – основное свойство искусства, заключающееся в творческой типизации характерных явлений жизни, благодаря которой их характерность получает в художественных образах гораздо более отчетливое, сгущенное, законченное выражение, чем в явлениях реальной жизни (это для тех, кто любит мыслить масштабно по юности лет и горячности головы).

06 октября 2016

Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения

Правомерно выделить два рода (типа) сюжетных конфликтов: это, во-первых, противоречия локальные и преходящие, во-вторых – устойчивые конфликтные состояния (положения).

06 октября 2016

О сюжете и фабуле в литературно-художественном произведении. Неоднородность их литературоведческой интерпретации

Написано с точки зрения марксисткой идеологии, но в общем пойдёт. 

Сюжет в литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое.

30 сентября 2016

Герменевтика и постструктурализм в литературоведении

В отличие от поэтики герменевтика нацелена не на выявление системы средств, с помощью которых организовано художественное сообщение, а на выявление тайны его смыслового содержания.

30 сентября 2016

Мифологическая школа в литературоведении

Мифологическое литературоведение - способ восприятия, анализа и оценки творчества, при котором первоосновой творчества является религия, фольклор, религия. 

29 сентября 2016

Деталь. Портрет. Пейзаж

К художественной детали преимущественно относят предметные подробности: подробности быта, пейзажа, портрета. Поэтические приемы, тропы и стилистические фигуры обычно не относят к художественной детали.

28 сентября 2016

Мотив в литературе. Проблема определения понятия

МОТИВ [от лат.moveo — «двигаю»] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «Мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер). 

22 сентября 2016

Основные виды классификации художественных образов (по М. Эпштейну)

1         По предметности;
2         По смысловой обобщённости;
3         Структурная (соотношение предметного и смыслового планов).

20 сентября 2016

Художественная речь, ее отличия от обыденной речи

Обыденная и художественная речь отличаются доминирующими функциями. Функция обыденной речи – передача информации, информативно-коммуникативная. Функция художественной речи – эстетическая. 

20 сентября 2016

Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции

Рама в литературе: одно из основных условий создания художественной иллюзии. 

20 июня 2016

Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта

  1. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
  2. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
  3. и т.д.
13 июня 2016

План анализа исторического текста

 Перевод фрагмента на правой стороне листа напротив записи текста строка к строке, включающий лексико-семантический комментарий (в скобках), если перевод не совпадает с буквальным смыслом текста или лексическое значение слова является непонятным с точки зрения современного русского языка.

12 марта 2016

Классические двух- и трехсложные размеры

По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

12 марта 2016

Основные системы стихосложения

Системы стихосложения распределяются на две основные группы: 

  • количественное (квантитативное)  стихосложение 
  • качественное(квалитативное)  стихосложение .
12 марта 2016

Драматические жанры

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

12 марта 2016

Тематика и проблематика художественного произведения

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная  и  рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. 

12 марта 2016

Содержание и форма художественного текста

Художественное произведение представляет собой внутреннее единство содержания и формы. Содержание и форма — неразрывно связанные друг с другом понятия. Чем сложнее содержание, тем богаче должна быть форма. По художественной форме можно судить и о многообразии содержания.

12 марта 2016

Сюжет и фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. 

11 марта 2016

Поэтический синтаксис. Фигуры речи

Особую важность для выявления специфики художественной  речи  имеет изучение стилистических  фигур  (также их именуют риторическими — по отношению к частной научной дисциплине, в рамках которой теория тропов и  фигур  была впервые разработана; синтаксическими — по отношению к той стороне  поэтического  текста, для характеристики которой требуется их описание).