AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/velichalnye-pesni-v-svadebnom-obryade-tipichnye-obrazy-rol-ukrashayushhego-epiteta-simvolika/ (дата обращения: 11.12.2023)

Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика

Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика

Содержание

    Величальные песни – это ритуальные магически произведения, которые должны были обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых. Их пели всем гостям.

    Главные персонажи – жених и невеста. В песнях они всегда типичны. Их называют князь и княгиня. У князя есть дружина (дружки). Там есть сокол, павушка, лебедушка, соболь, куница, яблоня грушица. У невесты подчеркивается красота волос.

    Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы: свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных.

    В величальных песнях тысяцкий – богатый богатишка, одет в дорогую одежду, в карманах много денег. Тысяцкий всегда предстает как воевода, рассказывается как он завоевал все города, взял в плен всех девушек и лучшую отдал жениху.

    Сваха в величальных песнях выступала в роли демиурга (создателя).

    Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена.

    Первую композиционную форму величальных песен представляют песни- описания: они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения: «Как у тысяцкого головка - Ровно маковка в огороде; А у тысяцкого бородка -Ровно медянка на блюдце!».

    Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого.

    Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому.

    Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы.

    Особенности величальных песен

    1) в центре внимания находился человек, его характеристика;

    2) все образы величальных песен можно разделить на две группы: на собственно свадебные; между ними есть определённая взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца.

    3) Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются внешность, одежда, богатство и т.д.

    4) Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости.

    5) Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы.

    6) Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют  их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств.

    03.09.2016, 13062 просмотра.