Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/ (дата обращения: 21.02.2024)
История русской литературы
История русской литературы, от Нестора до Пелевина (по идее).
Тютчев Федор Федорович (1860-1916). Библиография
Еще ждут своего разбора дневники военного журналиста, подробно и добросовестно составленные на протяжении многих лет. Часть из них перед смертью успела передать в Овстугский музей Ф. И. Тютчева дочь писателя Надежда Федоровна.
Литература «Серебряного Века» как полифоническая целостность, ее метаморфозы и константы
Искусство рубежа веков объединяет и возрождает к жизни самые разные стили, включает в себя и элитарное, и низкое искусство, всему даёт свою эстетическую нишу. Одновременно сосуществуют разные художественные системы, сама эпоха эстетически полифонична.
Проблема Автора и героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Онегин – друг Автора, которому “нравились его черты”. Вместе с тем Автор, в отличие от своего героя, не подвержен всепоглощающей хандре. Природа, творческий труд (“Пишу, и сердце не тоскует…”) выступают для Автора безусловной ценностью, спасая от скуки.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: особенности жанра и поэтики. Сюжетно-композиционное своеобразие. Оценка романа критикой
«Евгений Онегин» — величайшее создание Пушкина и при этом уникальное, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе, будучи своего рода поэтической хроникой, в которой духовная летопись современной поэту русской общественной жизни органически слилась с лирическим дневником «летописца», с его раздумьями о времени и о себе.
Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина второй половины 1820-х г. «Полтава» как историко-героическая и социально-психологическая поэма
Тема Петра — с одной стороны, преобразователя России, создателя новой и могущественной русской государственности, а с другой, самодержавного деспота — издавна привлекала внимание Пушкина, нашла свое первое отражение в его «Исторических записках» 1822 г. и получила дальнейшее развитие в незавершенном романе «Арап Петра Великого» (1826—1827).
Проблема характера в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Царь Борис
Автор «Бориса Годунова» решительно меняет принципы изображения человеческого характера. От мольеровских героев, носителей одной доминирующей страсти, он переходит к шекспировской полноте изображения.
«Борис Годунов» А.С. Пушкина как первая реалистическая трагедия. Национально-историческая, социально-политическая и нравственно-философская проблематика пьесы
“Борис Годунов” стал своего рода итогом всего предшествующего творческого развития Пушкина. Он отказался в трагедии от социального дидактизма, наследия просветительской литературы, и усвоил свойственное романтикам историческое и диалектическое мышление.
«Цыганы» как итог развития жанра романтической поэмы А.С. Пушкина. Полемика вокруг южных поэм
Философская проблематика “Цыган” связана с руссоистско-байронической идеей о превосходстве “естественного” общества над цивилизованным. Но среда, в которую помещен Алеко, иная: не “дикие” и “хищные” черкесы, а мирные цыганы. Вместо кавказских гор и южной экзотики – широкая и раздольная степь.
Эволюция романтической поэмы в творчестве А.С. Пушкина («Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»)
Из плана “Братьев-разбойников” естественно выросла поэма “Бахчисарайский фонтан”. Ее герой – Гирей – остывает к Зареме и пылает страстью к Марии. Первоначально Пушкин задумал “Бахчисарайский фонтан” в эпическом ключе (поэт намеревался писать поэму пятистопными ямбами), но затем перешел на лирический лад.
«Кавказский пленник» А.С Пушкина как романтическая поэма
В основу сюжета положен романтический топос страстной любви разочарованного, мятежного героя (пленного русского офицера) к «детям природы», не испорченным цивилизацией (их представляет прекрасная черкешенка).
Кризис мировоззрения А.С. Пушкина и отражение его в лирике 1820-1824 гг. Пушкин и декабризм
Свойственный Пушкину в начале 1820-х гг. радикализм его общественной позиции сменяется глубоким духовным кризисом, вызванным событиями европейской и русской жизни.
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Новаторство А.С. Пушкина в жанре поэмы
Формально «Руслан и Людмила» принадлежит к жанру волшебной национальной поэмы, в одних случаях героической, в других сатирической, а иногда ирои-комической. Общая черта всех разновидностей этого жанра — загримированность ее фантастических героев и происшествий под образы и мотивы «народного» древнерусского «предания», в том числе и фольклорного.
Литературный процесс в первой четверти XIX века (судьбы классицизма, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм). Романтизм как литературное направление
Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены.
Периодизация русской литературы XIX века
Литературоведение XX в., сохраняя отчасти хронологический и персональный принципы, стремится обновить представление о ведущих механизмах литературного развития, опираясь на ленинское учение о трех этапах освободительного движения. Однако в литературной науке было признано в конце концов невозможным наложение периодизаций разного типа социальных явлений на литературный процесс.
Житийный портрет в поэзии Бунина
Размышляя об особенностях индивидуального стиля И.А. Бунина, исследователи обращали внимание на проблему «Портрет и икона в творчестве И.А. Бунина», сопоставляли «портреты», «иконы» или иконописное в портрете в прозе и поэзии, но специально житийный портрет в поэзии И.А. Бунина не рассматривался.
Лирика А.А. Фета. Особенности творческого пути
Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика.
Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина 1817 – 1820 гг. Проблематика и поэтика
Уже в Лицее Пушкин отдает дань поэзии гражданской, достигая и здесь уровня, превосходящего опыты Гнедича, Пнина, Востокова. Он пишет стихотворение «Лицинию» (1815). По традиции, идущей от времен Французской революции, картины жизни Древнего Рима – декорация для выражения современных гражданских чувств.
Лицейская лирика А.С. Пушкина. Проблематика и поэтика. Соотношение традиционного и новаторского
Лицейская лирика А.С. Пушкина. Проблематика и поэтика. Соотношение традиционного и новаторского
Периодизация жизни и творчества А.С. Пушкина
Провидение благотворило Пушкину с детских лет. Он вырос в литературной семье и рано овладел в совершенстве французским языком. Обладая уникальной поэтической памятью, он знал наизусть почти всю французскую поэзию, собранную в библиотеке отца.
«Горе от ума» и комедия классицизма. Композиция комедии. Проблема жанра и своеобразие художественного метода
Замысел комедии с самого начала включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. Выражение “горе от ума” пришло из водевиля, но лишилось водевильного шаловливого оттенка, и его смысл стал более серьезным, более драматичным.
Софья. Сложность характера. Полемика вокруг образа Софьи в критике и литературоведении
Софья Павловна Фамусова названа Грибоедовым девушкой неглупой. Само имя “София” в переводе с греческого означает мудрость.
А.А. Чацкий: содержание образа. Споры о Чацком в критике и литературоведении (И.А. Гончаров, Ю.Н. Тынянов)
Трагедийность Чацкого выражается в ситуации “бегства” из привычной среды, “отчуждения” от нее. В отличие от героев романтических поэм Чацкий бежит в никуда, надеясь хоть где-то отыскать “уголок”, чтобы утешить “оскорбленное чувство”.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая и философско-реалистическая комедия. Своеобразие конфликта и проблематика комедии
Русская жизнь явилась богатым источником для «Горя от ума». Пьеса вся переполнена откликами на животрепещущую современность.
Личность и литературные взгляды А.С. Грибоедова. Ранние комедии А.С. Грибоедова, незавершенные замыслы
Судьба одарила Грибоедова, по его собственным словам, «ненасытимостью души», «пламенной страстью к новым вымыслам, к новым познаниям, к перемене места и занятий, к людям и делам необыкновенным». По широте духовных запросов и энциклопедизму познаний это был человек, напоминающий тип людей эпохи западноевропейского Возрождения.
Основные идеи и принципы изображения в романтических поэмах К.Ф. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко»
В «Наливайке» в гораздо большей степени, чем в «Войнаровском», современники без труда угадывали открытый призыв к борьбе с самодержавием. Слова Наливайки звучали как слова самого Рылеева.
К.Ф. Рылеев «Думы»: специфика жанра, характер историзма, тематика
Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание в нравственный урок, который следует из этого жизнеописания. В думе соединены два начала – эпическое и лирическое, агиографическое и агитационное.
Творчество К.Ф. Рылеева
В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.
Творчество В.К. Кюхельбекера
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 (23) августа 1846, Тобольск, Российская империя) — русский поэт и общественный деятель, друг Пушкина и Баратынского, однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист.
Творчество А. Бестужева-Марлинского
На литературное поприще выступил в 1819 году со стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 году был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности.
Основные принципы декабристской поэзии. Этапы развития. Общая характеристика поэзии декабризма
Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло гражданское, или социальное, течение. Его ядро составили литераторы-декабристы. Поэтому гражданский, или социальный, романтизм еще называют декабристским романтизмом. Однако декабристский романтизм – только часть гражданского, или социального, течения русского романтизма.
Феномен И.А. Крылова в русской литературе. Басни И.А. Крылова. Проблематика и поэтика. В.Г. Белинский об И.А. Крылове
Читая басни Крылова, люди с охотой учились понимать самих себя. Крылов вошел в их дома и сердца. Из писателя, известного литературным кругам, он сразу, вдруг сделался “своим” всей России.
Эволюция мировоззрения К.Н. Батюшкова. Поэтика позднего творчества. Роль К.Н. Батюшкова в развитии русской литературы
Эволюция мировоззрения К.Н. Батюшкова. Поэтика позднего творчества. Роль К.Н. Батюшкова в развитии русской литературы
Патриотические темы в лирике К.Н. Батюшкова
В августе 1812 года Батюшков едет в осажденную неприятелем Москву вывозить семейство Муравьевых в Нижний Новгород, а потом трижды проезжает через разоренную врагом, сожженную древнюю столицу.
Этапы творческого пути К.Н. Батюшкова. Эпикурейско-гедонический характер лирики Батюшкова до 1812 г.
Подобно своим современникам – Карамзину и Жуковскому, Батюшков был озабочен формированием русского литературного языка. «Великие писатели, – говорил он, – образуют язык; они дают ему некоторое направление, они оставляют в нем неизгладимую печать своего гения, – но, обратно, язык имеет влияние на писателей».
Баллады В.А. Жуковского: проблематика и поэтика
Форма баллады, введенная Жуковским, открыла литературе характер человека как сложившуюся данность.
Романтизм и романтический идеал В.А. Жуковского
Поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать.
Периодизация творчества В.А. Жуковского. Основные принципы поэтического стиля В.А. Жуковского. Проблема художественного метода В.А. Жуковского в современной науке
Периодизация творчества В.А. Жуковского. Основные принципы поэтического стиля В.А. Жуковского. Проблема художественного метода В.А. Жуковского в современной науке
Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения. Основные течения русского романтизма
Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения. Основные течения русского романтизма.
«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Полемика «Арзамаса» и «Беседы любителей русского слова», ее роль в развитии русской литературы
Полемика о русском литературном языке способствовала тому, что литература отказалась от жанрового мышления, обратилась к мышлению и игре стилями, чем особенно виртуозно воспользовался Пушкин в “Евгении Онегине”.
Литературные общества и издания начала XIX века
В условиях общественного подъема и стремительного роста гражданского и национального самосознания, вызванного Отечественной войной 1812 г., происходят дальнейшее расширение и демократизация читательской аудитории, выработка новых форм и критериев литературной критики, формирование новых принципов и жанров русской публицистики. Все это приводит к возникновению и новых типов журналов.
Общая характеристика литературного процесса 1815-1825 гг.
Основная закономерность литературного движения 1800–1830 годов состоит в отказе от жанрового мышления и в переходе к мышлению стилями, в создании русского национального литературного языка, в возникновении и формировании романтизма и в зарождении реалистических тенденций. Оно обусловлено как историческими обстоятельствами, так и собственно литературными фактами.
Социально-историческая обстановка в России на рубеже XVIII и XIX вв. Литература 1800-1810 гг.
Русская классическая литература XIX в. является гордостью России и мировой культуры, принадлежа всему человечеству. Русская литература познакомила мировое сообщество со своим исторически сложившимся национальным своеобразием и сказала новое слово о человеке вообще, создав великие по своему художественному масштабу и значению произведения. Этим она продвинула вперед словесное искусство всего мира.
Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке
Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип.
История русской литературы конца XIX – начала XX вв., темы для изучения
Символизм, акмеизм, футуризм.
Вопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века
Вопросы по истории русской литратуры 1-й и 2-й половины 19 века.