Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//152/drevnerusskie-teksty/ (дата обращения: 29.02.2024)
Тексты
Житие преподобнааго отъца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго
Житие Феодосия Печерского — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. Существуют различные датировки написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда событий произведение было написано не позднее 1088 года) или начало XII века. Памятник рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти.
Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу
Сказание о Борисе и Глебе — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев.
Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), созданным в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.
Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона
Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. Публикуется в переводе А. Белицкой.
Поучение Владимира Мономаха
Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…
Хожение за три моря, оригинальный текст
«Хожение за три моря» («Хождение за три моря») — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами).
Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.
Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского
Памятник древнерусской литературы XIV века. Приводится в переводе на современный язык.
Домострой, Сильвестровская редакция
Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник русской литературыXVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Повесть построена на использований двух народно-поэтических мотивов: сказания об огненном летающем змее и сказки о мудрой деве. Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, находят себе параллели в ряде западноевропейских сюжетов: исследователи сравнивают эту повесть с песней старшей Эдды о битве Зигурда со змеем Фафнаром и о союзе этого героя с вещей девой, с сагой о Рагнаре и Ладброке. Особенно много общего наблюдается между повестью о Петре и Февронии и повестью о Тристане и Изольде как в передаче главной поэтической темы и сюжетной линии, так и в отдельных характерных эпизодах. В поздних записях сохранилось устное предание о Февронии из села Ласково Рязанской области. Возможно, что автор повести о Петре и Февронии использовал какой-то из вариантов этой устной легенды, но необходимо отметить, что повесть отличается от легенды более высокой художественностью и поэтичностью. В повести о Петре и Февронии нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев. Высказывались предположения, что под именем князя Петра надо подразумевать князя Давида Юрьевича, княжившего в Муроме с 1204 по 1228 г. (до него княжил старший брат его Владимир Юрьевич). Но существует и другое мнение — что прототипом Петра был муромский князь Петр, живший в начале XIV в., родоначальник бояр Овцыных и Володимеровых.
Сказание о Мамаевом побоище (современный текст)
Сказание о Мамаевом побоище — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю.
Задонщина
«Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др.) — памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
Повесть о разорении Рязани Батыем
Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются концом XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).
Епифаний Премудрый. "Житие Сергия Радонежского"
Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым, Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.
Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава
Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в неё Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.
Слово о полку Игореве
«Слово» было написано, предположительно, в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже - 1—2 годами позже).
Повесть Временных Лет
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку.
Повесть о битве на Калке
Повесть о битве на Калке – летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами. В 1223 г. тридцатитысячный отряд монголо-татар под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать помощь половцам, и коалиция, состоявшая из большинства тогдашних князей за исключением Юрия Всеволодовича Владимирского, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на реке Калке 31 мая 1223 г.
Повесть о Меркурии Смоленском
Повесть о Меркурии Смоленском, спасшем будто бы Смоленск от войск Батыя сложилась и долгие годы существовала как устное народное сказание. К середине XV в. устная легенда с образом Меркурия, идеального защитника русской национальной независимости, впервые получила литературную обработку в обычном стиле житий XV в. Эта ее версия, названная Ф. И. Буслаевым литературной, вошла в Четьи-Минеи митрополита Макария.Но первоначальный вид смоленского народного сказания лучше сохранился в более позднейверсии повести, дошедшей в редакции второй половины XVII в. и названной Ф. И. Буслаевым народной.
За Днепр-рекою пономарю Печерского монастыря явилась богородица и велела тайно позвать юношу Меркурия в печерскую церковь. Пономарь пришел ко двору Меркурия и нашел его уже опоясанным и вооруженным «во всемь воиньском подобии». Меркурий молился богу, но, почувствовав приход пономаря, он, «флягнуя (покашляв), постона легко, яко объявляше себе ему: бе бо глубоко в нощи пришествие пономарево».
Богоматерь посылает его на Батыя и обещает ему победу. Выйдя из церкви, Меркурий «обрете ту прехрабра коня стояща, и воссед нань, и исшед из града». Он разбивает войска Батыя; «прехрабро скакаше по полкам, яко орел по воздуху летая». Батый, увидев разгром своих войск, одержимый страхом, «отбежа града того безо успеха в мале дружине». Он ушел в Угры, где и был убит Стефаном.
Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале)
Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале) - памятники тверской средневековой литературы, в которых описано восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала (Чол-хана) 15 авг. 1327 г. Первая "Повесть о Щелкане" сохранилась в 2-х редакциях: т.н. Музейного фрагмента Рогожского летописца (хранится в ГИМ в Москве) и Тверского сборника. 2-я редакция отличается наличием вставного рассказа очевидца событий, передающего яркие конкретные детали восстания, но не стремящегося дать какую-либо оценку событиям в целом.
Первая "Повесть о Щелкане" создана сразу после событий 1327 года. В отличие от нее, 2-я "Повесть о Щелкане" написана примерно спустя 10 лет после восстания и дошла до нас в Тверском летописании. В ней инициатива восстания приписана тверскому князю Александру Михайловичу: он ведет тверичей на битву, по его повелению поджигают двор его отца, в котором укрылся Чол-хан.
Обе повести характеризуются ярко выраженными антиордынскими мотивами: Чол-хан, хан Узбек, татары неоднократно именуются "безбожными", "беззаконными", "треклятыми". В проклятьях ордынцам отразились новые политические мотивы (отношение к татарам, как к врагам Руси, установка на борьбу с ними), явившиеся началом психологического перелома в сознании русских людей, который завершился победой на Куликовском поле 1380. Своеобразное отражение события 1327 получили в фольклоре (см. "Песнь о Щелкане Дудентьевиче").
Повесть о Евпатии Коловрате
Евпатий Коловрат — герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники.
Слово о плъку Игореве, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова
"Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году. Оригинальный древнерусский текст в современной орфографии.
Сказание о Мамаевом побоище (древнерусский текст)
Сказание о Мамаевом побоище — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю.