Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//162/ (дата обращения: 22.02.2024)
Стилистика и литературное редактирование
Стилистика, по определению Стилистического энциклопедического словаря, – это раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения. Стилистика как наука понимается как учение о наиболее эффективных формах выражения мыслей и чувств в самом широком смысле этого слова, о выразительных средствах языка, о закономерности употребления языковых единиц в актах речевой деятельности. Предметом стилистики является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка). Стилистика исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим одним из главных объектов стилистики признается система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях.
Методика редактирования текста, как научное направление, не только фиксирует отдельные приемы редакторской работы; ее задача – целенаправленное изучение и осознанное применение системы приемов, способствующих совершенствованию авторского произведения и более глубокому воплощению авторской мысли в тексте.
Вопросы и когда-нибудь ответы по стилистике и литературному редактировнаию чего бы то ни было.
Стилистика и литературное редактирование - вопросы
Лексические нормы. Сочетаемость слов как проявление лексической нормы.
Принципы стилистической правки речи. Методические приемы правки текста. Виды редакторского чтения
Методика редактирования различает три вида чтения: ознакомительное, углублённое и шлифовочное.
Особенности процесса редакторской правки текста. Виды правки
В ходе углублённого прочтения текста редактор достигает точности его оценки и обычно лишь после этого приступает к правке. Именно так рекомендует ему поступить традиционная методика редактирования, основывающаяся на опыте редакторов художественной литературы.
Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение
Логические структуры повествования и описания однотипны. Их составляющие (узлы повествования и элементы описания) равноправны, а связь между ними сочинительная.
Общая схема работы редактора над текстом
Необходимый вывод, следующий для редактора из обращения к психологической науке, – установка на осознанное отношение к пониманию текста, авторскому труду, к собственным действиям.
Трактовка термина «текст»
- - целостность,
- - связность,
- - закреплённость в определённой знаковой системе,
- - информативность.
Приёмы анализа текста с логической стороны. Основные законы логического мышления
Первый закон – закон тождества. Второй закон - закон противоречия. Третий закон логического мышления — закон исключённого третьего. Четвёртый закон логического мышления — закон достаточного основания. Их применение в работе корректора.
Классификация способов изложения и видов текста. Описание, повествование, рассуждение
Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения)
Коммуникативные особенности процесса редактирования
Коммуникативная функция текста требует от редактора внимания к тем приёмам, которыми достигается контакт с адресатом, и позволяет осмыслить на основе филологического знания роль редактора в системе социального общения.
Этическая проблема правки авторского текста
Не подавлять личность другого индивида, не демонстрировать данную тебе власть (ведь от редактора в конечном счёте многое зависит, и автор это знает), а помочь автору возможно более полно реализовать свои возможности, – эти посылки лежат в основе профессиональной этики редактора.
Речевые ошибки в тексте
Суть редакторской работы – сотворчество, и психологические предпосылки её - не сумма, полученная при изучении других родов деятельности, а сложное единство.
Редактирование текста: определение понятия "композиция", анализ структуры журналистского и литературного текста
Композиция информационных публикаций преследует цель – сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения.
Основания функциональной дифференциации русского литературного языка. Книжно - письменная и устная формы литературного языка.
Литературный язык шире языка художественной литературы, он объединяет несколько функционально-стилевых разновидностей языка. Художественный язык - включает элементы народно-разговорной речи, у него развитая вариативность и гибкость.
Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей. Канцеляризмы и речевые штампы
Стилистическая окраска - дополнительные стилистические оценки, которые накладываются на основное лексическое значение слова.
Язык и стиль электронных СМИ. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов
Язык и стиль электронных СМИ – это разновидность публицистического стиля, распространённого в электронных каналах коммуникаций (радио, телевидение, интернет).
Аннотирование текста. Оформление аннотаций. Речевые стандарты клише, используемые при аннотировании документов
Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей (ГОСТ 7.9-95, п.3.2).