AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Ранние университетские эдиции. Университеты как центры репродуцирования текстов. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//197/rannie-universitetskie-ediczii-universitety-kak-czentry-reproduczirovaniya-tekstov/ (дата обращения: 26.02.2024)

Ранние университетские эдиции. Университеты как центры репродуцирования текстов

Ранние университетские эдиции. Университеты как центры репродуцирования текстов

Содержание

    Ранние университетские эдиции. Университеты как центры репродуцирования текстов

    Многочисленные школы Италии, Франции, Англии дали начало европейским университетам. Наиболее древними и знаменитыми были Болонский, Парижский и Оксфордский. Особенно прославился Парижский университет, ставший первой богословской школой Европы, «источником мудрости», а Париж благодаря ему стал городом науки, «вторыми Афинами». Университет возник на основе объединения нескольких коллежей, созданных в свою очередь из частных школ. Официальное его оформление относится к 1200 г. Название «университет» в современном смысле слова появилось в 1262 г. В течение XIII в. деятельность университета усложнилась: он стал центром интеллектуальной жизни и наиболее сильной и влиятельной средневековой корпорацией такого рода. Начиная с XIII в. в его составе насчитывалось не менее 6 тыс.студентов.

    В XIII в. создаются и другие университеты Европы. Орлеанский становится центром юридических наук, Монпелье — медицинских. В Англии возникло 12 университетов, среди них наиболее значительными были Оксфордский и Кембриджский (1231 г.). В XIV—XV вв. один за другим возникали университеты в Пизе, Флоренции, Павии, Ферраре, Гейдельберге, Кёльне, Эрфурте, Кракове, Праге.

    Роль и значение университетов растет не только в культурной жизни, но и в социальной, и политической. В XV в. уже многие университеты стали крупными учебными центрами с тысячами студентов. Каждый факультет имел отдельные залы и прекрасные библиотеки, при которых были организованы мастерские письма и переплета. Несомненно, что университеты способствовали увеличению числа рукописей.

    Эдиция (от лат. editio - издание) - научное издание текстов, преимущественно канонизированных (сочинения классиков, исторические или лингвистические источники, документы); одно из прикладных применений текстологии.

    Для обучения в университетах и городских школах магистрам и студентам требовалась учебная литература. Если ранее в монастырских и приходских школах для обучения грамоте использовали книги Священного писания, иногда — античных авторов, то университеты и городские школы вызвали к жизни большое число книг, специально предназначенных для обучения.

    Университетские статуты обязывали переписчиков вывешивать у окна своей мастерской списки, в которых четко и ясно фиксировалось, какими экземплярами книг они обладают и какова цена каждого. Никто не мог продавать книги дороже, чем устанавливали статуты. Нарушившего постановление исключали из корпорации

    Так была организована переписка книг в крупных центрах Италии, Франции, Англии (в Англии все либрарии и стационарии назывались stationers). В немецких университетах долгое время студенты сами для себя копировали книги, иногда под диктовку; либрарии там появились значительно позже.

    Парижская система переписки книг. Pecia, exemplar

    В Парижском университете возникла новая система переписки книг. Она заключалась в следующем. Университетская комиссия составляла список книг, необходимых для студентов, и тщательно проверяла текст экземпляра (его так и называли «exemplar») каждой книги, состоявшей из несброшюрованных тетрадей в четыре листа, называемых pecia. Все экземпляры сдавали на хранение стационарию, имевшему право за установленную университетской комиссией плату в пользу университета выдавать поочередно тетради студентам и магистрам. Цена за пользование тетрадью колебалась от 1 до 4 денье, для иностранцев — 6 денье.

    Стационарий мог по просьбе магистров или студентов заказывать изготовление книг у профессиональных писцов, которые находились в его подчинении. Они составляли корпорацию, в которую входили также пергаменщики, иллюминаторы, переплетчики.

    Работа по переписке книг тщательно регламентировалась, Сохранились регламенты Парижского университета от 1259, 1275, 1323, 1342, 1468 гг. В XV в., например, было предусмотрено, что каждая pecia состояла из 4 листов, в каждой тетради было 16 колонок (по 2 па странице), 62 строчки на странице и 32 буквы в строке.

    Следовательно, размер книги был строго определен. По сравнению с предыдущим периодом книга значительно уменьшилась. Вместо размера в лист она стала размером в четверть и восьмую часть листа. Это соответствовало требованию времени и назначению книги. При работе ею легче было пользоваться, можно было взять с собой. Письмо, которым писали такие книги, было проще, свободнее, лишено каллиграфических украшений. В книгах не было миниатюр, лишь заглавия, инициалы, рубрики выделялись красным или синим.

    Поскольку расшитые тетради книги находились одновременно в переписке, а затем каждый переписчик брал последовательно все тетради, то в результате было переписано столько копий, сколько тетрадей было в одном «экземпляре». За это время один переписчик, пользуясь сброшюрованной книгой, мог переписать лишь одну книгу. Таким образом, новый способ переписки книг во много раз увеличивал их число, сокращая время переписки. Французский ученый Ж. Дестре выявил 82 «экземпляра» с которых в XIII—XV ив. было снято 15 тыс. рукописных копий.

    Либрарии, стационарии, аббревиаторы, глоссаторы, скрипторы, корректоры, таксаторы и др.

    Работа городских мастерских письма принципиально отличалась от таковой монастырских. Если в монастырском скриптории создавали книгу целиком, начиная от изготовления пергамена, то в городе отдельно существовали мастерские пергаменщиков, переписчиков, рубрикаторов, иллюстраторов, переплетчиков. Такое разделение труда поднимало производительность, удешевляло книги и резко увеличивало их число. Цели, которые ставились монастырскими и городскими переписчиками, тоже различались. Монах переписывал книгу «во славу Христа и обители», иногда за отпущение грехов, в то время как городской ремесленник (а переписчик таковым становился) перепиской книг зарабатывал себе на жизнь. Если раньше в монастырях переписывали книги для собственной библиотеки, иногда обмениваясь книгами с библиотеками других монастырей, изредка изготовляя книги на заказ, то в городе книга становится предметом торговли. Обо всем этом мы узнаем не только из документов, по прежде всего из самих рукописей, содержащих пометы мастера рубрикатору, указывающие, какой заголовок он должен написать, иллюстратору — что он должен нарисовать. Среди владельческих помет встречаются записи с указанием цен, за которые книга была продана.

    С конца XIV в. городские мастерские письма Англии Франции, Фландрии и Германии претерпели значительные изменения. Возникли крупные мастерские, объединившие переписчиков, иллюстраторов, иллюминаторов и переплетчиков. Во главе таких мастерских стояли либрарии (в Англии, как и прежде, они назывались стационариями), под руководством которых осуществлялась четко регламентированная работа по производству и продаже рукописных книг.

    Было установлено, что одни писцы переписывали! только текст черными чернилами, другие — вписывали заголовки красными, рубрикаторы врисовывали рубрики и цветные штрихи на заглавные буквы. В мастерской было несколько иллюминаторов, каждый из которых был| занят определенной работой: один рисовал малые и средние простой формы инициалы, другой — цветные, третий — инициалы с миниатюрами, четвертый — миниатюры, являвшиеся иллюстрациями к тексту. В мастерской был специальный мастер, который расцвечивал золотом инициалы и фоны миниатюр. Такое разделение труда ускоряло процесс работы и особенно эффективным было при изготовлении массового единообразного материала. Например, так было организовано изготовление часовников, псалтирей, библий. В рукописи XV в., хранящейся в Лейденском университете, имеется текст, в котором оставшееся неизвестным частное лицо просило мастера изготовить 200 экземпляров «семи псалмов», 200 экземпляров сочинения Катона, 400 маленьких молитвенников. Это свидетельствует о больших возможностях мастерской письма, к которой обращалось частное лицо. Значительную роль в увеличении числа книг сыграло широкое применение бумаги.

    Одной из древнейших канцелярий, оказывавшей влияние на весь христианский мир, была папская канцелярия. Составлявшиеся в ней грамоты служили образцами для многочисленных церковных и даже светских канцелярий. Во главе папской канцелярии стоял канцлер, отдельными службами управляли вице-канцлеры. В первой инстанции — бюро «минут» — клерки-аббревиаторы (abhreviatores) составляли краткий набросок грамоты («минуту»), которая поступала в следующую инстанцию, где клеркй, называемые глоссаторами (glossatores) или скрипторами (scriptores), переписывали набело четким письмом полное содержание документа. После этого грамота поступала в бюро регистров, где регистраторы (scriptores registri) переписывали ее в специальные книги, чтобы оставить копии в папских архивах. На последнем этапе грамота поступала в бюро булл, где булларии прикрепляли к ней свинцовую печать. В папской канцелярии существовали корректоры, проверявшие правильность составления грамот. По образцу папской канцелярии были организованы епископские канцелярии во всей Европе.

    В тесной связи с папской канцелярией находилась имперская канцелярия Германии, вводившая обычаи, стиль и формы папской канцелярии. Здесь были протопотарии, потарии, секретари, регистраторы и просто писцы. Со временем их специализация становилась все более определенной: за каждым чиновником канцелярии закреплялись определенные обязанности, которые четко разделялись с начала XV в. Составляли акты протопотарии (иногда они также переписывали беловик), переписывали документ потарии, регистраторы заносили в регистры, корректоры исправляли ошибки, сегиллатор (segillator) привешивал печать. В XV в. появился таксатор (taxator), проводивший расчет и распределение канцелярских денежных сборов.

    В местных ведомостях императорских земель были небольшие канцелярии с несколькими писцами, составлявшими и переписывавшими документы.

    Pronuntiatio. Парафы. Глоссы

    Кроме переписчиков рукописей, в городах было множество писцов, составлявших и оформлявших документы. Их называли клерками, или нотациями. Они служили в городских, сеньориальных, королевских, императорских канцеляриях или имели небольшие конторки и располагались прямо на городской площади. В Париже в XIII в. появилась фигура публичного писца, лавочка которого размещалась у одного из мостов через Сену. Он снимал копии с документов или писал их заново со слов горожан в присутствии необходимых свидетелей и этим зарабатывал себе на жизнь.

    Pronuntiatio:

    1. объявление, уведомление;
    2. заключение суда, судебный приговор.

    В итальянских городах нотации не исчезали с античных времен. В XII в. они начали объединяться в цеховые организации (коллегии). Чтобы стать нотарием, необходимо было иметь профессиональную подготовку, стаж, возраст и место жительства в городе. В небольшом помещении у нотация было все необходимое для работы: пергамен, чернила, перья, пемза для стирания ошибок, ножички для заточки перьев и пр. К нему шли оформлять разные сделки: дарение земли, продажу, наследство и др. Нотарий составлял документ по определенным правилам: предварительно он писал черновик, а затем переписывал его на лист пергамена, ставил свою подпись и специальный знак, называемый парафом. Если заключалась сделка, то требовалось присутствие свидетелей, которые тоже ставили в документе свои подписи, после чего документы, как правило, заверяли печатями.

    Глосса — толкование или замечание к некоторым местам в сочинении. Обычно глоссы помещаются на полях.

    Маргиналии и дорсальные надписи

    Маргиналии — рисунки и записи на полях книг, рукописей, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими. Первоначально «маргинал» — рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи, а подчас даже надпись на них, которая могла совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги. Например — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу». Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии. В данном смысле термин «маргинал» как «что-то лишнее, выбивающееся из общего русла» перекочевал в социологию.

    В оформлении документов средневековые традиции стали вырабатываться с XI в. Как правило, текст торжественных грамот начинался с большого инициала, иногда украшенного фиоритурами или изображениями человеческих лиц или разнообразных чудовищ. Первая строка обычно была написана крупными буквами, часто с большими интервалами между ними. Внизу документа нотарий ставил свой заверительныи знак, называвшийся «парафом», в виде фигурки, составленной из линеек, точек, крючков, завитушек, и подпись. Документ подкрепляли печатью на пергаменной ленте или шнурке.

    В дальнейшем при хранении документа на его обороте делали краткие записи, передающие содержание документа, год и место его выдачи, имена участников. Зги записи называются дорсальными (т. е. написанными на спине — dorsum,  (лат.) — «спина»). Иногда при хранении вместо дорсальных записей к документам прикрепляли пергаменные ленточки, на которых писали дату и краткое содержание документа.

    Исидор Севильский — испанский историк (570—636 гг.) — в одном из своих произведений говорит о происхождении специальных знаков сокращения: «Первым в Риме изобрел эти знаки Туллий Тирон — вольноотпущенник Цицерона». Подобные знаки до сих пор называются тиронскими. В дальнейшем Аквила, вольноотпущенник Мецената, и Филагрий увеличили их число, Сенека довел их до 5 тыс., в каролингскую эпоху их насчитывалось 13 тысяч.

    Немногим была известна тайна замены слов специальными значками, но те, кто владел ею, писали комментарии к историческим, богословским сочинениям (раскрытые ныне многие из этих комментариев представляют большой интерес, так как являются крамольными для того времени). Тиронскими знаками пользовались также в дорсальных записях грамот, в них указывалось место грамоты в архиве, имена секретарей, писцов, ее составлявших, что весьма важно для исследователя.


    Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи

    02.01.2019, 2968 просмотров.