AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Исторические традиции и самобытность русской философии, ее роль в мировой философии. Этапы развития русской философии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/istoricheskie-tradiczii-i-samobytnost-russkoj-filosofii-ee-rol-v-mirovoj-filosofii-etapy-razvitiya-russkoj-filosofii/ (дата обращения: 9.12.2023)

Исторические традиции и самобытность русской философии, ее роль в мировой философии. Этапы развития русской философии

Исторические традиции и самобытность русской философии, ее роль в мировой философии. Этапы развития русской философии

Содержание

    Исторические традиции и самобытность русской философии, ее роль в мировой философии

    1. Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными чертами русской философии являются:

    • • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
    • • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);
    • • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
    • • большая роль проблем морали и нравственности;
    • • конкретность;
    • • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

    Основы предмета русской философии составляли:

    • • проблема человека;
    • • космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);
    • • проблемы морали и нравственности;
    • • проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
    • • проблема власти;
    • • проблема государства;
    • • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
    • • проблема идеального общества;
    • • проблема будущего.

    Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

    • период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;
    • • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);
    • • философия XVIII в.;
    • • философия XIX в.;
    • • русская и советская философия XX в.

    2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

    Основными темами ранней русской философии были:

    • • моральные и нравственные ценности;
    • • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
    • • государство;
    • • право;
    • • природа.

    Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

    • • Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
    • • Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
    • • Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания);
    • • Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

    3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

    Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:

    • • сохранение русской духовности;
    • • христианство;
    • • борьба за освобождение;
    • • устройство государства;
    • • познание.

    Среди видных философов данного периода:

    • • Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
    • • Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;
    • • Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;
    • • Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
    • • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
    • • Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
    • • Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

    4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

    • • философию эпохи петровских реформ;
    • • материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

    К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Основной направленностью их философии была социально-политическая:

    • • вопросы устройства монархии;
    • • императорской власти, ее божественности и нерушимости;
    • • прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других);
    • • войны и мира.

    Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

    Основными представителями материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

    М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии.

    Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

    В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

    5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    • • декабристское;
    • • монархическое;
    • • западническое и славянофильское;
    • • революционно-демократическое;
    • • атеистическое;
    • • теологическое;
    • • философию космизма.

    6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

    • • философией марксизма-ленинизма;
    • • философией космизма;
    • • естественно-научной философией;
    • • философией "русского зарубежья".

    Этапы  развития русской философии

    Русская философия XIX в

    1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

    • • декабристская философия;
    • • философия западников и славянофилов;
    • • философия Чаадаева;
    • • консервативная религиозная и монархическая философия;
    • • философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;
    • • революционно-демократическая философия;
    • • либеральная философия.

    2. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и других.

    Основная направленность философии декабристов — соци­ально-политическая. Ее опорными идеями были:

    • • приоритет естественного права;
    • • необходимость для России правового строя;
    • • отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
    • • личная свобода человека;
    • • ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

    3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).

    Основными направлениями его философий были:

    • • философия человека;
    • • философия истории.

    Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как лич­ность. Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

    Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Бо­жественное Провидение. Воплощение Божественной юли - хри­стианство.

    Христианство - стержень, двигатель истории.

    Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Рос­сия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации.

    Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу го­сударств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

    4. Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.

    Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

    Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.

    По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

    Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной страной.

    Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.

    Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

    По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

    5. В противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Право­славие, самодержавие, народность". Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.

    Н.В. Федоров (1828 — 1903) сделал основными темами своей философии:

    • • единство мира;
    • • проблему жизни и смерти;
    • • проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир),

    Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодо­полняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.

    "Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом — смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения са­мой главной задачи — победы над смертью.

    Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления.

    По Федорову, надежду на возможность оживления дал Ии­сус Христос.

    Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, — путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопусти­мы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить "с каждым и для каждого".

    Другим представителем религиозного направления русской фи­лософии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).

    Одно из основных направлений философии Леонтьева — кри­тика негативных явлений русской жизни. В центре данной крити­ки был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капи­тализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

    Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью чело­века. Как и жизнь человека, история каждого народа, государст­ва зарождается, достигает зрелости и затухает.

    Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, не­справедливость, рабство.

    Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано. 6. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое фило­софское наследие.

    Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции.

    Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", обере­гающий человека от грехов и зла.

    Особую роль в философских взглядах Достоевского (кото­рыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

    • • путь человекобожества;
    • • путь богочеловека.

    Путь человекобожества — путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевско­му, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

    Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спаситель­ным для человека.

    7. Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовст­во. Суть толстовства в следующем:

    • • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
    • • религия должна стать простой и доступной для народа;
    • • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
    • • смысл жизни — самосовершенствование;
    • • главное зло на Земле - смерть и насилие;
    • • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
    • • в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
    • • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование;
    • • всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

    За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Тол­стой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

    8. Представителями революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в. были:

    • • Н.Г. Чернышевский;
    • • народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лав­ров, ПН. Ткачев;
    • • анархист П. Кропоткин;
    • • марксист Г.В. Плеханов.

    Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

    Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.

    Народники ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффек­тивным из которых является террор.

    В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.

    Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

    9. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направ­ление.

    Наиболее ярким его представителем являлся русский фило­соф B.C. Соловьев (1853 - 1900).

    Основными идеалами его философии были:

    • • идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
    • • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
    • • идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
    • • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;
    • • идея Бога как выражения добра;
    • • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
    • • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
    • русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

    Русская философия ХХ в.

    1. Основными направлениями русской философии конца XIXХХ вв. были:

    • • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
    • • естественно-научная философия;
    • • советская философия;
    • • философия русского зарубежья.

    Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

    • сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории);
    • • обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

    2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

    Видными представителями религиозного направления того пе­риода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.

    CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче­скую" Церковь.

    Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность внутри них.

    В религии — разобщенность христианских церквей (право­славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо­лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

    Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо­пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

    Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

    Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).

    Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.

    Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об­ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей­на и др. физико-математическим открытиям.

    Философское творчество П. Флоренского многогранно. По­мимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

    3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

    В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

    По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу.

    По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

    К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие материальных тел.

    Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.

    Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

    Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.

    Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состо­ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

    А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и ориги­нальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Вспле­ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

    Свои идеи Чижевский старался выразить не научными поня­тиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была при­знана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

    Основными направлениями естественно-научной философии были:

    • • материалистическое;
    • • социально-политическое.

    Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строе­ния атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность позна­ния, изучали его механизм, были сторонниками материалисти­ческого понимания сознания.

    Социально-политическое направление было представлено, глав­ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

    В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии (диалектического и исторического мате­риализма), что делало ее несколько догматической.

    Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

    Можно выделить три этапа развития советской философии:

    • 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
    • • 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;
    • • 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

    К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х 80-х гг., можно отнести следующие:

    • • проблема ценностей;
    • • проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра­щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
    • • проблема гносеологии;
    • • проблема сознания;
    • • проблема идеальности;
    • • проблема культуры;
    • • проблема философских методов.

    Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии:

    • • Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
    • • А. Богданов (теория систем — "тектология");
    • • А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
    • • A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
    • • Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
    • • М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
    • • В. Асмус (широкий круг исследований);
    • • Ю. Лотман (общество, философия, история).

    6. Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.

    По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу­чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

    П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

    По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

    • • языческий;
    • • приобщения к христианству;
    • • полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством.

    Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

    Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

    Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

    Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект­ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос­новные положения философии Бердяева:

    • • высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
    • • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно­ву существования человека;
    • • свобода человека подвергается угрозе извне;
    • • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу­дарство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и госу­дарство стремятся подчинить человека, подавить его инди­видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт­ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
    • • ключевую роль в жизни человека играет также религия;
    • • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
    • • отношения между Богом и человеком должны быть "на рав­ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
    • • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

    В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли­вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

    Философия Бердяева имеет эсхатологическую направлен­ность (обосновывает "конец света" в будущем).

    Она также оказала большое влияние на развитие европей­ского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

    Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества.

    Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

    • • стратификации;
    • • социальной мобильности.

    Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) — страты.

    Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность пере­хода из одной страты в другую.

    История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

    19.07.2016, 5575 просмотров.