Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: Произведение художественной литературы как основа издания. Отбор произведений художественной литературы в издание. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//164/proizvedenie-xudozhestvennoj-literatury-kak-osnova-izdaniya-otbor-proizvedenij-xudozhestvennoj-literatury-v-izdanie/ (дата обращения: 9.12.2023)
Произведение художественной литературы как основа издания. Отбор произведений художественной литературы в издание
Содержание
Произведение художественной литературы как основа издания
Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. В свою очередь, издание произведения художественной литературы относится к двум сферам человеческой деятельности: к художественному творчеству и к издательскому делу. Предмет, функции, характеристики читателей опираются на основные характеристики названных сфер и определяются свойствами этих сфер.
Чтобы качественно, грамотно подготовить к изданию литературно-художественное произведение, редактору необходимо понять его свойства как произведения искусства, а также его специфику как литературного труда. Тогда редактор сможет эффективно обеспечить издательскую интерпретацию работы автора.
С искусством литературное произведение связывают предмет и функции, с издательским делом — читательский адрес и целевое назначение изданий.
Предмет искусства — внутренний мир человека, связи и отношения его с окружающей действительностью, оценка автором этой действительности. Произведения искусства выполняют многие задачи, часть которых, кстати, переплетается с функциями книги.
Можно говорить о целых функциональных комплексах, которые реализуются художественной литературой. Среди них наиболее существенны с точки зрения редакторского анализа:
- эстетические;
- этические;
- коммуникативные (свойственные всем изданиям);
- познавательные;
- управляющие.
Остановимся на каждом функциональном комплексе.
Эстетические функции объединены понятием эстетического. В данном случае этим понятием охватывается не только понимание прекрасного, тут речь идет о формировании эстетического отношения личности к действительности. Эстетическое отношение к действительности предполагает способность к сопереживанию, стремление к гармонии, желание сохранить лучшее.
Эстетические функции направлены на то, чтобы развивать в человеке стремление к самосовершенствованию. Реализация эстетических функций способствует гуманизации общества, созданию общественного идеала, обозначению меры и качества поступков.
В процессе чтения художественной литературы активизируется эмоциональная сфера личности, формируется художественный вкус человека, растут его читательские способности.
Этические функции определяют ценностные ориентиры личности, связаны с требованиями морали, иерархии общественных и личных оценок качества жизни и поступков людей.
Главный критерий редакторской оценки этических начал содержания — соответствие системы оценок общественным нормам.
Коммуникативные функции проявляются прежде всего в том, что в процессе восприятия произведений осуществляется взаимодействие интерпретации окружающей действительности автором и читателем. Момент этот важен, поэтому учитывается самим писателем при поиске материала для выражения своего замысла, и редактором, анализирующим его труд.
Познавательные функции обеспечиваются схожестью содержания с реальной жизнью, позволяют читателю познать самого себя, окружающий мир. Кроме того, в процессе чтения читатель знакомится с явлением искусства, представленным в литературном произведении.
Наконец, читатель познает определенное место, время, знакомится с различными понятиями и явлениями, попавшими в поле зрения писателя, с духовной жизнью общества. Данные функции лежат в основе таких критериев редакторской оценки произведения, как жизненная достоверность, правдивость.
Управляющие функции связаны с влиянием искусства на человека, с формированием системы оценочных критериев. Произведение оказывает на читателя воспитательное воздействие.
Отбор произведений художественной литературы в издание
Формирование издания редактор начинает с отбора произведений. Отбор художественной литературы для выпуска в свет имеет свои особенности. Так, в активной части массива изданий должны постоянно присутствовать отобранные временем, неустаревающие произведения отечественной и зарубежной классики, произведения различных писателей, имеющие постоянный успех у читателя, современные сочинения.
При отборе произведений для издания редактор учитывает:
- задачи пропаганды отечественной и зарубежной литературы;
- запросы читателей, их интерес к уже издававшейся литературе;
- уровень развития эстетической потребности общества (качество читательского интереса);
- предложения авторами новых произведений.
Задачи пропаганды отечественной и зарубежной литературы предполагают предоставление читателю возможности ознакомления с классическим наследием прошлого, с лучшими произведениями современности. Это определяет в качестве одного из важнейших направлений деятельности редактора изучение литературного процесса, истории отечественной и зарубежной литературы, а также существующего массива изданий.
Второе важнейшее направление работы редактора при отборе произведений — изучение запросов, потребностей, интересов читателей. Тут речь может идти об эстетической потребности общества и личности, определяющей уровень интереса к художественной литературе как к одному из видов искусства.
Различают три уровня эстетической потребности общества: неразвитая, развитая, высокоразвитая. При неразвитой эстетической потребности интерес читателя сосредоточен на плане факта произведения (внешнее произведение). При развитой эстетической потребности интерес читателя обращен к замыслу, к плану смысла произведения (эстетический объект). Высокоразвитая эстетическая потребность связана с читательским интересом, который сосредоточен на художественной рефлексии, на произведении в целом как явлении искусства. Ясно, что основной контингент массового читателя имеет интерес, соответствующий эстетической потребности первого уровня, наименьшее количество читателей относится к любителям чтения, имеющим эстетическую потребность третьего уровня. Издательства, программа которых включает выпуск художественной литературы, выпускают в свет книги, отвечающие эстетической потребности каждого уровня.
Что касается новой литературы, то редактор отбирает произведения, опираясь на критерии оценки, которые рассмотрены выше.
Редактор должен учитывать, что в массиве изданий должны присутствовать самые разные произведения литературы, от высокой литературы, истинных произведений искусства до легкой беллетристики, которая преимущественно воспринимается читателем как забавная или захватывающая информация.