Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: Волшебные сказки. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/volshebnye-skazki/ (дата обращения: 24.09.2023)
Волшебные сказки
Содержание
Русский репертуар волшебных сказок складывается в феодальную эпоху и отображает ее. В сказках сформирована своя система персонажей, они типичны.
Герои:
Герой и героиня – главные персонажи сказок:
- 1. Эпический герой имеет высокое происхождение (благородный вони, добывает чудесные предметы, находит достойную супругу);
- 2. Низкий герой (как правило, младший сын в семье. В начале сказки ему не везет). Корни героя можно найти в период матриархата, когда младший сын оставался в доме матери, был хранителем очага. Младший сын часто остается без наследства. Этот мотив сформировался в эпоху феодализма. Младший всегда восстанавливает справедливость;
- 3. Волшебница или мудрая дева (иногда имеет черты воительницы, всегда красавица, часто она оборотень, принадлежит иному миру, ей подчиняются силы природы.) задача героя укротить ее;
- 4. Падчерица или младшая сестра (трудолюбивая, добрая девушка, в награду за высокие моральные качества получает жениха).
Чудесные противники (всегда носители зла, обитают в ином мире или связаны с ним):
- 1. Кощей Бессмертный (он всегда носитель зла, похититель женщин, владелец богатств, всегда находит свою смерть);
- 2. Змей Горыныч (воплощение небесного огня);
- 3.Морской царь;
- 4. Мачеха;
- 5. Баба Яга (образ амбивалентен, в сказках, где герои дети выступает в роли каннибала, чаще всего она чудесный помощник).
Чудесные помощники – это мифологические персонажи. Чудесные помощники принадлежат к иному миру, к ним относят умерших родителей, старичок или старушка (герой не сразу узнает в них помощников), благодарные животные, конь, а также Баба Яга.
Герою помогают также чудесные предметы.
Композиция:
Действие начинается с описания обычной жизни семьи, однако благополучие разрушается несчастьем. Молодой человек остается один на один с миром, ему предстоит уйти из дома. Беда настигает героя, когда он нарушает запрет. Вокруг запрета строится весь сюжет сказки. Герой должен исправить ошибку. Героя трижды испытывают. Сказка заканчивается свадьбой с воцарением.
Пропп пришел к выводу, что сюжеты основаны на одинаковом наборе и последовательности. Под функциями он понимает поступки персонажей необходимые для развития сюжета. Число ограничено 31 функцией.
К обязательным функциям относятся: отлучка, запрет, нарушение запрета, отправка героя из дома, функция дарителя,, борьба с противником, победа, возвращение, частичное изменение облика, свадьба, воцарение.
Композиционные приемы: троичный повтор эпизода, язык – формульный, торжественный, обрядовый.