AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы и варианты ударений. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/orfoepiia-v-stilisticheskom-aspekte/osobennosti-russkogo-udareniia-raznomestnost-i-podvizhnost-normy-i-varianty-udarenii-sdelat/ (дата обращения: 30.11.2023)

Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы и варианты ударений

Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы и варианты ударений

Содержание

    Особенности русского ударения: разноместность и подвижность

    Звуковой строй русского языка характеризуется разноместным ударением в словах, что значительно повышает его богатство. Напомним, что ударение в языках бывает фиксированным (связанным), то есть закрепленным за определенной позицией в слове (как, например, в французском языке — на последнем слоге), и свободным (разноместным, то есть может приходиться на начальные слоги, на последние или серединные, что устанавливают орфоэпические нормы). В русском языке силовое ударение не просто акустико-физиологическое явление, оно также выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию (служит как бы «фонетическим паспортом»), играет роль важного смыслоразличительного средства и, наконец, участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.

    Русское ударение отличается разноместностью и подвижностью. Действительно, в русском языке ударение может падать и на приставку {вырезать), и на корень (резать) и на окончание (вырезной), при словоизменении оно свободно переходит с одного слога на другой (земля, землю) и даже выходит за пределы орфографического слова (на землю). Ударение иногда является единственным средством различать слова по смыслу (атлас — атлас, трусит — трусит, погруженный на платформу — погруженный в воду) и даже функционально-стилистическую закрепленность акцентных вариантов (лавровый лист, но в ботанике: семейство лавровых).

    Разноместность ударения

    В русском языке ударение разноместное, иначе свободное, т.е. его место не прикреплено к одному определенному слогу слова (например, начальному или конечному) или к определенной морфологической части слова (например, к основе или к окончанию), оно может падать на любой слог слова и на разные его морфологические части, например: дóмик, сýмочка, внес; готóвит, ворóна, былá, снопáми; воронóй, серовáтый, принеслá; переносúли, сторожевóй, учител; перенаселён, переведенá, перепродавáли, демократизúровать, реорганизовáли. В этих словах ударение попадает на разные слоги (от первого до шестого) и на разные его морфологические части (на корень, приставку, суффикс, окончание).

    Разноместность ударения в русском языке является важным средством различения слов.

    Русское словесное ударение является, во-первых, свободным (разноместным), с элементами морфологизированного фиксированного ударения, во-вторых, - неподвижным в большей части лексики и подвижным в небольшом количестве частотных слов, принадлежащих к основному словарному фонду языка.

    Оба деления являются автономными, независимыми друг от друга, т.е. словесное ударение с этих двух позиций может быть отнесено к следующим разновидностям: связанное подвижное, связанное неподвижное, свободное подвижное, свободное неподвижное.
    Разноместность ударения делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Каждому слову свойственно ударение на том или ином слоге - одному на первом слоге (зóлото), другому на втором (ворóна), третьему на третьем (полотнó) и т.д.

    Таким образом, то или иное место ударения в русском языке, являясь признаком отдельных слов, служит средством различения слов; при этом литературный язык, как правило, стремиться избегать колебаний в месте ударения в слове.

    Подвижность ударения

    Разноместное ударение русского языка в одних словах является неподвижным, т.е. при образовании грамматических форм слова оно остается на одном и том же слоге, а в других - подвижным, т.е. при образовании разных грамматических форм слова оно переносится с одного слога на другой (словоизменительная подвижность ударения). Ср. разные формы двух таких слов, как голóвка и головá: голóвка, голóвки, голóвку, голóвкой, голóвки, голóвок, голóвкам и головá, головы, гóлову, головóй, гóловы, голóв, головáм; первое из них имеет неподвижное ударение, второе - подвижное. Другой пример: стригý, стрижёшь, стрижёт, стригýт (неподвижное ударение), могý, мóжешь, мóжет, мóгут (подвижное).
    Результаты исследований русского подвижного ударения явились предпосылкой для выработки системы описания русской акцентологии (схемы ударения) при словоизменении. В качестве исходных позиций такого описания приняты следующие три принципа: морфологический, парадигматический, позиционный.

    Описание типов ударения видоизменяется по двум взаимосвязанным параметрам. Во-первых, парадигма словоизменения разбивается на две полупарадигмы в соответствии с двумя главными грамматическими категориями, формирующими парадигму: единственным-множественным числом в склонении и настоящим-будущим-прошедшим временем в спряжении. Основания для такого разделения заложены в самой акцентологии, поскольку противопоставление словоформ по месту ударения в русском языке лежит либо между целыми категориями, либо между одной из словоформ и другими внутри одной категории. Все остальные передвижения ударения чрезвычайно редки и являются исключениями, отклонениями от основных закономерностей. Таким образом, полупарадигмы характеризуются либо неподвижным, либо подвижным ударением схема подвижного ударения (акцентная характеристика целой парадигмы) может состоять из двух полупарадигм с неподвижным ударением разного типа. Это обстоятельство дает возможность для второго видоизменения системы описания: учет только трех типов ударения: неподвижного на основе (тип А), неподвижного на окончании (тип В) и подвижного (тип С) с любым способом подвижности. Тогда схема ударения получает двойное обозначение с указанием условного ударения в словоформах каждой категории. Ср. символы используемые для существительных и глаголов: а-АА, b-BB, c-AB, d-BA, e-AC (в склонении) или е-СВ, f-BC (в спряжении)и т.п.

    Такое представление акцентологической системы русского языка наглядно показывает отсутствие подвижного ударения в ед.ч. склоняемых слов (за очень небольшим исключением) и почти полное отсутствие подвижности в наст./буд. времени глаголов (кроме схемы е-СВ, с которой может быть отождествлена схема g-СС ,и глагола хотеть - всего немногим более 200 глаголов). Редкий случай подвижности ударения в ед.ч. представляет перемещение ударения с окончания на основу в словоформах жен.р. вин.п. Однако этот тип подвижности не образует самостоятельной акцентной парадигмы, а является отклонением от основных схем: от схемы f-ВС (голова-голову, рука-руку) или от схемы d-ВА (река-реку, земля-землю). Таких существительных всего 31.

    Таким образом, подвижность ударения характерна только для множественного числа некоторых существительных, распределяющихся по схеме е-АС и f-ВС (передвижение ударения с окончания на основу в им.п. множ.ч. - всего 215 слов), и для прош. вр. ряда глаголов, изменяющихся по акцентным схемам f-ВС и g-СС (передвижение ударения с основы на окончание в словоформе жен.р. - всего около 45 слов). Как правило, это слова с односложной или двусложной основой. Если же основа состоит более чем из двух слогов, эти слова характеризуются неподвижным наосновным ударением.

    Вообще производные слова характеризуются большей частью неподвижным ударением.

    Нормы и варианты ударений

    К орфоэпическим нормам отно­сятся и нормы ударения, или акцентологические нормы.

    Русское ударение нелегко усвоить. Оно разпоместно и под­вижно. С помощью места ударения можно различить смысл сло­ ва: мука -мука, замок - замок, характерный (с характером) - характерный (свойственный), атлас (карта) - атлас (материал), мастерский (принадлежащий мастеру) - мастерской (искусный), важны (напыщенны) - важны (существенны, значимы,), броня (закрепление чего-нибудь) - броня (защитная обшивка), лоскут (остатки производства) - лоскут (обрывок), развитый, занятый (причастия от глаголов развить, занять: развитая (кем-то) тема, занятое (кем-то) место) - развитой, занятой (прилагательные: развитой юноша, занятой человек), погруженные (на платфор­ му) - погружённые (в воду), лавровый (венок) - лавровый (лист), (анализ) крови - (в) крови, руки (не подаст) - (чистые) руки, обрезатьобрезать (разный вид глаголов), грузите (настоящее время) - грузите (повелительное наклонение), (пальто) мало - (спал) мало, мудрёно (говорит) - мудрено (в этом разобраться), кругом (существительное) — кругом (наречие), хаос (в голове, деле) - хаос (в доме).

    Помимо того, существуют акцептные варианты, которые не различаются ни лексически, ни грамматически. Например: баржа — баржа, в избу - в избу, верны — верны, индустрии - индустрия, кета - кета, намост - намост, петля - петля, ржаветь - ржаветь, родился - родился, творог — творог, тефтели — тефтели и др.

    В современном русском языке зафиксировано более 5 тысяч общеупотребительных слов, у которых наблюдается колебание ударения. Это временный, но неизбежный процесс, объективное следствие эволюции акцентологической системы. К числу таких слов относится и профессиональная лексика: агония, алкоголь (у медиков), атомный (у физиков), искра (у шофе­ров), комплекс (у математиков), рапорт, компас (у моряков), шасси (у летчиков), добыча (у горняков). Тем не менее эти вариативные различия ударения не являются решающими в развитии и становле­нии акцентологических норм современного русского языка.

    Сложность системы русского ударения вместе с тем позволяет выделить некоторые акцентные группы и сформулировать опре­деленные правила:

    1) Ударение на окончании имеют следующие глаголы в форме прошедшего времени женского рода:

    а) глаголы была, отбыла, побыла, прибыла, убыла, добыла, но: забыла, раздобыла;

    б) некоторые глаголы на - нятьвосприняла, предприняла, приняла, обняла, подняла, отняла, разняла, засняла, приподняла, сняла, пересняла, а также гнала;

    в) глагол родила;

    г) все глаголы на -чатьначала, зачала и др.;

    д) глаголы взяла, жила, спала, слыла, плыла, дала, создала (в среднем роде глагол дать имеет вариантные формы дало и дало);

    е) все приставочные глаголы с компонентом -мерла: обмерла, перемерла, умерла, а также подперла, заперла;

    ж) глаголы гнила, лила, пила, вила, врала, ткала, брала.

    2) Ударение на окончании во всех формах настоящего и прошедшего времени имеют следующие глаголы:

    а) глаголы на -чьбережешь, берегла, толчешь, толкла;

    б) глаголы на -тирастешь, росла;

    в) глаголы на -честь: сочтешь, сочла, прочтешь, прочла;

    г) глагол -идти: идешь, шла.

    3) В настоящем/будущем времени ударение на окончании имеют многие глаголы с компонентом -ключить (включу, включишь, заключит и др.), а также глаголы звонит/звонишь, напоишь.

    4) Краткие причастия на -ен в мужском роде имеют ударение на суффиксе, если в полной форме ударение падает на суффикс, в женском роде у этих причастий ударение падает на окончание: принесенныйпринесен, принесена; приведенный приведен, приведена.

    5) В причастиях на -ованный от глаголов с суффиксом –ова ударение падает на суффикс: баловать балованный, гофрировать гофрированный, организованный.

    6) В сложных существительных с корнем -вод во второй части ударение падает на корень -водводопровод, нефтепровод, путепровод, мусоропровод.

    27.03.2016, 72233 просмотра.