Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский. Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: Социальная мысль России. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/sotsialnaia-mysl-rossii/ (дата обращения: 23.09.2023)
Социальная мысль России
Содержание
Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский. Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».
Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.
Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта.
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба.
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.
Первый этап — с середины XIX века до 1918 года
Субъективная социология (Лавров, Михайловский)
В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.
- Позитивизм (М. Ковалевский)
Из естественной науки сделать точную.
- Социология марксизма
Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”.40-е годы XIX века - Марксистское (диалектико-материалистическое) направление. Основатели Маркс и Энгельс, Эдуард Бернштейн и Прудон.
Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”
Своим развитием эта формация готовит и зарождает новую – коммунизм.
Карл Маркс, (1818—1883), Германия.
Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.
Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.
Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.
Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития.
- Теория культурно-исторических типов
Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Что русскому хорошо, то немцу плохо. История России рассматривается Данилевским в неразрывной связи со странами Европы. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».
Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.
1850 -е – зарождение основных направлений классической социологии
1. Объективная социология (Данилевский, Ковалевский)
2. Субъективная социология (Михайловский – трактат “Гений и Толпа”)
3. Марксистская социология (Плеханов, Ленин)
4. Экономистическая социология (Петр Струве, Туган Бараноовский)
5. Правовая социология (Евгений Эрин, И. Хатиенский, Тарановский, Ковалевский, Лебраницкий)
-
Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов
- Теория социокультурных суперсистем П.Сорокина.
От низшей фазы к цивилизационной фазе (на каждом этапе супер-система).
Характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института.
Питирим Сорокин разрабатывал теорию социальной мобильности и стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику социальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.
-
Третий этап — с начала 60-х до наших дней
- Социальное планирование.
Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.
- Теория модернизации.
Характеризуется главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа.
- Реальный социализм (60-е) – Зрелый социализм (70-е) – Теневая экономика (80-е)
- Современная социология. Политизация и идейный вакуум В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал, выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы он пока сохранил некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного финансово-экономического могущества. В современной России положение социологии достаточно двойственно.