AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Социологические концепции личности. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/socziologicheskie-konczepczii-lichnosti/ (дата обращения: 9.12.2023)

Социологические концепции личности

Социологические концепции личности

Содержание

    Личность

    ‘В философии: произведение природы, Бога или общества, которое может лишь познать себя, но не изменить (человек адаптирующийся); творец, который изменяет условия и  управляет собой (человек самовоспроиводимый); деятель, который развивает себя с помощью предметной активности. 

    В психологии: говорят об индивидуальных особенностях людей (личность = индивид+индивидуальность)

    ‘В социологии личность — устойчивая система социально значимых качеств индивида, позволяющая ему как члену общества играть в социальном мире самостоятельную роль.

    Элементы структуры личности:

    1. Социальные статусы и роли: объективные социальные условия жизнедеятельности.
    2. Социальное самосознание личности, социальная «Я – концепция» личности: субъективные представления человека о себе как социальном существе.
    3. Направленность поведения и деятельности личности: основные цели, жизненные программы, планы человека.

    Личность — продукт общества, культуры — встает вопрос о социализации личности (процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид)

    Макросоциологические теории:

    1. По Линтону выделяют нормативную (та, черты которой лучше всего выражает черты культуры) и модальную личность (тип отклоняющийся от идеала, вариация).
    2. В связи с этим выделяется типология личностей по Р. Мертону (по отношению к целям и средствам):

    - конформист (культурные цели, средства, одобряемые в обществе; является лояльным членом общества);

    -  новатор (пытается достигнуть культурных целей; законные и незаконные средства);

    -  ритуалист (ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения)

    -  изолированный тип (отходит как от  традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения: алкоголики)

    -  мятежник (нерешительность относительно как средств, так и культурных целей, желает создать новую систему норм и ценностей)

    1. Дарендорф ввел термин: человек социологический, наряду с человеком трудящимся, ч- потребителем, человек универсальный, человек, зависящий от государства.

    Микросоциологические концепции (проблематика личности, находящейся вполе межличностного взаимодействия):

    1. Психоаналитические теории (З.Фрейд): выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго); Оно - это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я - это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. Сверх-Я - нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я - с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

    2. Ролевая концепция личности (Т.Парсонс, Я. Морено) — концепция,  отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека  к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей: конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

    3. Статусная концепция личности: характеристика места личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценка деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы.

    4. 4.    Теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид): наше Я рассматривается прежде всего как социальное образование. Самосознание человека — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приучается смотреть на себя как на внешний объект, усваивая мнения и оценки других людей о себе. Индивид, включаясь в социальное взаимодействие, научается «брать роли другого», т.е. осваивать общие значения, предвидеть реакции другого на свои действия, ставить себя на его место. Личность индивида: социальное Я (результат освоения различных ролей) и индивидуальное (спонтанное Я).

    5. 5.    Теория референтной группы  (Р. Мертон): влияние значимой социальной группы на поведение человека. Референтной является группа, ценности и нормы которой личность разделяет, идентифицирует себя с ней, ориентирует на нее свое поведение.

    6. Диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов): предрасположенность личности, их влияние на социальное поведение человека. Человек предрасположен к тому или иному поведению. Иерархическая система: Низший уровень (элементарные фиксированные установки); Второй уровень (социальные фиксированные установки, связанные с включением человека в контактные группы); базовые социальные установки (общая направленность интересов личности); Доминирующая направленность (связана с профессиональной деятельностью, семьей); ценностные ориентации.
    7. Наиболее глубоко проблему структуры личности изучил М.Вебер в теории социальных действий: целерациональное действие (субъект имеет ясную цель и реализует ее); ценностно-рациональное действие (человеку выжжен не результат, он верен определенным ценностям); аффективное действие (эмоции); традиционные действия (основаны на привычке).

    Социологические теории личности дополняют друг друга, описывая сложный механизм социального формирования и развития личности.

    26.08.2016, 19288 просмотров.