AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/klassicheskij-etap-v-razvitii-zapadnoj-socziologii-xixnachalo-xx-veka/ (дата обращения: 6.12.2023)

Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века

Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века

Содержание

    Марксистское направление: Карл Маркс; Фридрих Энгельс: развитие общества предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой.

    Социологические аспекты:

    ‘Общество — социальная система. Разработка центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства является системообразующим компонентом социальной системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.

    ‘Социальное знание должно опираться на изучение самой социальной реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.

    ‘Теория социального развития: понимание истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической;

    ‘Конфликтологическое направление: социальные противоречия и конфликты– это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни.

    ‘Личность — субъект, носитель всей совокупности общественных отношений, изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека.

    Социологизм Эмиля Дюркгейма

    Социологизм — теоретико-методологический способ изучения общества, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология.

    Общество, социальная реальность, рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.

    Социальные факты Дюркгейм подразделял на:

    • морфологические (плотность населения);
    • образующие материальный субстрат общественной жизни;  
    • духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

    Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему, Дюркгейм серьезное внимание уделил исследованию аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

    Религию Дюркгейм рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает социальную солидарность и формирует социальные идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов.

    «Понимающая» социология Макса Вебера:

    Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии.

    Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:

    1. 1) действие субъекта мотивировано;
    2. 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других.

    2 признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл; ориентация на поведение других людей.

    Сами социальные действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

    1. ‘1. Целерациональные (абсолютно рациональный тип соц. действия; осознание целей)
    2. 2. Ценностно-рациональные (смысл не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового).
    3. ‘3. Аффективные 
    4. 4. Традиционные (рациональность представлена очень слабо; 1 — крайне эмоционально, 2 —основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке).

    Типологизация видов господства («господство – это шанс встретить повиновение определенному приказу»):

    Легальное — базируется на интересе, в его основе лежит целерациональное действие. Люди подчиняются не личности, а закону.

    Традиционное — основано на вере в священность издревле существующих порядков. Бывает двух видов:

    1. 1) патриархальное (слуги лично зависимы от господина);
    2. 2) сословная структура управления (слуги относительно «автономно» осуществляют управление)

    Харизматическое — основано на уникальных способностях индивида, дарованных ему Богом, судьбой, природой. Пример – пророки, вожди

    26.08.2016, 2114 просмотров.