AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Основные эпические жанры. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/osnovnye-epicheskie-zhanry/ (дата обращения: 6.12.2023)

Основные эпические жанры

Основные эпические жанры

Содержание

    Эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы. Во всех эпических жанрах тип повествования может быть разным. В зависимости от чьего лица ведется описание – автора (рассказ ведется от третьего лица) или персонифицированного персонажа (рассказ ведется от первого лица), или от лица какого-то конкретного рассказчика. Когда описание ведется от первого лица, тоже возможны варианты – рассказчик может быть один, их может быть несколько или это может быть условный рассказчик, не принимавший участия в описываемых событиях.

    Особенности эпических жанров

    Если повествование ведется от третьего лица, то предполагается некоторая отстраненность, созерцательность в описании событий. Если же от первого или нескольких лиц, то возникает несколько различных взглядов на трактуемые события и личная заинтересованность героев (такие произведения называют авторскими). Характерные особенности эпического жанра – это сюжет (предполагающий последовательную смену событий), время (в эпическом жанре оно полагает наличие определенной дистанции между описываемыми событиями и временем описания) и пространство. Трехмерность пространства подтверждается описанием портретов героев, интерьеров и пейзажей. Особенности эпического жанра характеризуют способность последнего включать в себя элементы как лирики (лирические отступления), так и драмы (монологи, диалоги). Эпические жанры как бы перекликаются между собой.

    Формы эпических жанров

    Существуют три структурные формы эпоса – большая, средняя и малая. Некоторые литературоведы опускают среднюю форму, относя повесть к большой, в которую входят роман и эпопея. Существует понятие роман-эпопея. Друг от друга они отличаются формой повествования и сюжета. В зависимости от вопросов, поставленных на рассмотрение в романе, он может относиться к историческому, фантастическому, авантюрному, психологическому, утопическому и социальному. И это тоже особенности эпического жанра. Количество и глобальность тем и вопросов, ответы на которые может дать эта литературная форма, позволило Белинскому сравнить роман с эпосом частной жизни.

    К средней форме относится повесть, а рассказ, новелла, очерк, сказка, притча и даже анекдот составляют малую эпическую форму. То есть основные эпические жанры – это роман, повесть и рассказ, которые литературная критика характеризует как, соответственно, «главу, листок и строку из книги жизни».

    Составляющие эпических жанров

    Эпическая поэма представляет собой стихотворный (бывает и прозаический – «Мертвые души») жанр, сюжет которого, как правило, посвящен воспеванию национального духа и традиций народа. Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

    Средняя форма художественного эпоса

    Особенности этического жанра «повесть» заключаются не только в объеме произведения, хотя ее и называют «малым романом». В повести гораздо меньше происшествий. Чаще всего она посвящена одному центральному событию. Рассказ – прозаическое небольшое произведение повествовательного характера, описывающее какой-нибудь конкретный случай из жизни. От сказки он отличается реалистичностью окраски. По мнению некоторых литературоведов рассказом может называться произведение, в котором присутствует единство времени, действия, события, места и персонажа. Это все говорит о том, что в рассказе, как правило, описывается один эпизод, происходящий с одним героем, в конкретное время. Четко прописанных определений этого жанра нет. Поэтому многие считают, что рассказ – это русское название новеллы, которая впервые была упомянута в западной литературе еще в XIII веке и представляла собой небольшую жанровую зарисовку.

    Как литературный жанр новеллу утвердил Боккаччо в XIV веке. Это говорит о том, что новелла гораздо старше рассказа по возрасту. Даже А. Пушкин и Н. Гоголь некоторые рассказы относили к повестям. То есть более или менее четкое понятие, определяющее, что же такое «рассказ», возникло в русской литературе в XVIII веке. Но явных границ между рассказом и новеллой нет, разве что последняя в самом своем начале напоминала скорее анекдот, то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней.

    Представители малой формы художественного эпоса

    Рассказ часто путают с очерком по тем же причинам – отсутствие четкой формулировки, предполагающей наличие правил написания. Тем более что возникли они почти одновременно. Очерк – короткое описание единичного явления. В наше время это скорее документальный рассказ о реальном событии. В самом названии присутствует указание на краткость – очертить. Чаще всего очерки публикуются в периодических изданиях – газетах и журналах. Из-за массовости явления следует отметить такой жанр, как «фэнтези», набирающий популярность в последнее время. Появился он в 20-х годах прошлого века в Америке. Родоначальником его считается Лавкрафт. Фэнтези – это разновидность фантастического жанра, не имеющий под собой никакой научной привязки и полностью состоящий из вымысла.

    Представители «лирической прозы»

    Как отмечалось выше, к трем литературным родам в наше время добавился четвертый, представляющий собой выделившиеся в самостоятельную группу такие лиро-эпические жанры литературы, как поэма, баллада, песня. Особенности этого литературного рода заключаются в объединении сюжетной линии с описанием переживаний повествователя (так называемое лирическое «я»). В названии этого рода заключена его сущность – объединение в одно целое элементов лирики и эпоса. Такие сочетания встречались в литературе со времен античности, но в самостоятельную группу эти произведения выделились во времена, когда резко стал проявляться интерес к личности рассказчика – в эпоху сентиментализма и романтизма. Лиро-эпические жанры называют иногда «лирической прозой». Все виды, жанры и другие литературные подразделения, дополняя друг друга, обеспечивают существование и преемственность литературного процесса.

    Еще по теме эпоса - тут.

    05.03.2016, 29214 просмотров.